Что следует сделать с автомобилем после зимней эксплуатации

Автомобиль за зиму «устает» не меньше водителя — вот в чем еще заключается коварство зимней эксплуатации. Запуски двигателя при низких температурах, когда загустевшее от мороза масло не только оказывает сопротивление стартеру, но и не торопится поступать к деталям, которые должны обильно смазываться, а топливо не столько испаряется, сколько норовит тут же выпасть росой и смыть масляную пленку со стенок цилиндров. Короткие поездки, когда двигатель не успевает прогреться и достаточно долго проработать, чтобы выжечь нагар и сажу, образовавшиеся вследствие недостаточного прогрева.


Машина, которую еще до первого снега поставили в гараж, перед открытием сезона требует определенного обслуживания. Мысль «как заехал по сухому асфальту, так и выеду» — заблуждение.

Что следует сделать: аккумуляторную батарею нужно зарядить от сетевого зарядного устройства, а еще лучше – обслужить в аккумуляторном цехе, где проверят плотность и объем электролита, если АКБ обслуживаема. Проверьте давление в шинах, затяжку колесных болтов. Под капотом, скорее всего, имеется ярлычок с датой и пробегом, когда производилась замена моторного масла – возможно, пора его сменить по истечению времени, даже если пробег еще не исчерпан.

Проверьте электрооборудование и внешние световые приборы. Если в гараже хранится некая провизия, не исключено, что там есть грызуны – они могут повредить жгуты проводки автомобиля: осмотрите видимые фрагменты кабельных «рукавов» в багажнике и под капотом. Залейте незамерзающее моющее средство (пока не воду, могут быть ночные заморозки) в бачок стеклоомывателя. Если не помните когда в последний раз проводилась диагностика ходовой части, или помните, что она проводилась давно, – посетите СТО для проверки: так спокойнее и безопаснее. Помойте машину и заправьте побольше топлива – чистая и с полным баком машина всегда едет «веселей», — пусть это не научный факт, но он подтвержден опытом.

Автомобили, которые эксплуатировались зимой

В автомобиле найдется немало узлов, долговечность которых обеспечивают резиновые чехлы-пыльники. В большинстве своем они находятся под машиной, поэтому для ревизии пыльников понадобится смотровая канава, эстакада или подъемник, но заехать на них по окончании зимнего сезона необходимо. Пока пыльники целы, срок службы, например, ШРУСов, шаровых опор рычагов подвески, наконечников рулевых тяг, штоков рулевой рейки зависит в основном от естественного износа.

Однако материалу пыльников свойственно стареть и покрываться микротрещинами, постепенно увеличивающимися в размерах и в итоге становящихся сквозными. Потеря эластичности резины в мороз, агрессивное воздействие противогололедных реагентов сильно ускоряют процесс старения. Разорвать пыльник наружных ШРУСов способен даже лед, набившийся в гофры. Если пыльники перестали препятствовать попаданию грязи внутрь защищаемых узлов, эти узлы долго не продержатся, но своевременная замена пыльников может узел спасти.

Из резины изготовлены также тормозные шланги, приводные ремни и некоторые трубопроводы системы питания и охлаждения. Появление трещин на тормозных шлангах — предвестник беды, ибо чем грозит неожиданный разрыв шланга во время движения, объяснять не надо. Обрывы ремней и течи из трубопроводов не так опасны, но тоже не сулят ничего хорошего.

Материалом сальников также является резина. Поэтому и для сальников старение материала актуально, причем подмечено, что чаще всего о необходимости замены появлением течей сальники двигателя, коробки передач или гидроусилителя напоминают именно зимой.

Правда, чтобы убедиться в отсутствии течей, под машину лезть вовсе не обязательно. Уровень масла на щупе масломера и технических жидкостей в бачках подскажет, стоит ли беспокоиться. Но перед тем как выбраться из смотровой канавы, надо проверить, какой ущерб нанесли наиболее уязвимой к коррозии и повреждениям покрытия нижней части кузова соль и песок, которым по зиме посыпают дороги. Все, что будет обнаружено, стоит взять на заметку, чтобы, когда температура окружающего воздуха станет способствовать качественному нанесению и быстрому отвердению антикоррозийных препаратов, устранить появившиеся прорехи в защите кузова от ржавления.

Мойка

После фиксации «плюсовой» температуры на улице неплохим решением можно назвать детальную мойку автомобиля. Нужно помыть днище, колесные арки, моторный отсек (где это не запрещено инструкцией). Грязево-ледяная смесь в закрытых участках может оставаться еще долгое время, и если ее не «выгнать» мойкой высокого давления, она может вызывать коррозию металлических деталей.

Диагностика ходовой части и общий осмотр

После езды по нашим дорогам проверить состояние «ходовки» крайне рекомендуемо. Так или иначе, что-то не выдерживает езды по колее, ледяных глыб и ям. Осмотрите днище автомобиля – если на нем появились царапины, их необходимо закрыть с помощью краски или антикоррозионной мастики. Глушитель, тормозные и топливные магистрали, резиновые элементы («пыльники») не должны иметь повреждений. Бампера и пороги также могут получит повреждения от парковок в сугробы и выезда из них – лучше вовремя восстановить крепеж, пока машина на подъемнике, чем делать это на дороге в самый неподходящий момент, причем без инструмента.

«Развал-схождение»

Геометрия подвески за зиму изменяется, — пускай немного, если ездили осторожно, но все же. Если проигнорировать юстировку углов развала и схождения, позже придется расплачиваться преждевременным износом шин, положением «свернутого» рулевого колеса и постоянной необходимостью подруливания. Разбалансированная подвеска влияет даже на расход топлива.

Аккумулятор

Отработавшая при низких температурах АКБ, скорее всего, переживет и теплый сезон. Тем не менее, в обслуживаемых батареях следует проверить уровень электролита и его плотность, долить при необходимости, подзарядить АКБ от сетевого ЗУ. Если разброс замеров по плотности от банки к банке существенен или электролит помутнел – вероятно, пора искать новую батарею. У необслуживаемых аккумуляторов взгляните на индикатор состояния – он должен быть зеленым (в большинстве АКБ). В любом случае, практически на каждой СТО есть электрик, который сможет провести диагностику АКБ и вынести вердикт – требуется обслуживание, замена, или батарея готова продолжать службу.

Фильтры

У авто с дизельным двигателем нужно заменить топливный фильтр. Часто «зимнее дизтопливо» — не такое уж и зимнее, и «запарафинивает» фильтр. Если не желаете столкнуться с дорогостоящим ремонтом компонентов топливной системы – выполните эту рекомендацию. Тем более, если мотор заводится с трудом, а на ходу ощутимо не хватает мощности. Бензиновые моторы – меняйте фильтр «по расписанию», согласно инструкции: зима тут не указ.

Фильтр вентиляции салона. За зиму он способен впитать массу влаги, которая в паре с осенней листвой делает работу «печки» неэффективной. Также влага из фильтра будет приводить к запотеванию лобового стекла при первом же включении вентилятора обдува. Замените фильтр, чтобы подобные проблемы вас не тревожили.

Шины

Регулярно поглядывая на прогноз погоды для своего региона, запланируйте день «переобувания». Не торопитесь производить эту процедуру слишком рано: зимняя резина на асфальте — вовсе не такая проблема, как летняя на ледяной корке. Меняйте покрышки на летний тип после стабилизации погодных условий и установлении средней дневной температуры на уровне 7 градусов — и без заморозков ночью. О балансировании каждого колеса, надеемся, отдельно напоминать не придется, даже если летняя резина хранилась на дисках.

Салон

Постоянно запотевают окна, чувствуется затхлое «амбре» сырости в салоне? — скорее всего, ковровое покрытие пола за зиму впитало в себя влагу, занесенную обувью пассажиров. Не стоит сушить салон, оставляя в нем на ночь электрический обогреватель – это опасно. Самый простой метод – выбрать погожий сухой теплый день, вытянуть из салона все резиновые коврики, открыть двери и оставить автомобиль под солнцем в таком виде. Разумеется, не на стоянке супермаркета, а на своем дворе или другой закрытой и безопасной территории.