Что делать с забившимся сажевым фильтром

Массово устанавливать на дизельные моторы сажевые фильтры автопроизводители начали в 2000-х, а с введением экостандарта Евро 5 они и вовсе стали обязательными. Отнюдь не вечная высокотехнологичная система очистки выхлопных газов может подкинуть сюрприз в самый неподходящий момент — и особенно зимой. Что делать с забитым «сажевиком»?

В чем проблема?

Сажа — угольно-черная взвесь, выбрасываемая дизельными моторами вместе с выхлопными газами — обычно образуется при неполном сгорании топлива. Причин для этого лишь две, но их достаточно для того, чтобы устроить «дизелисту» веселую жизнь: избыток топлива и недостаток воздуха. Забит воздушный фильтр или «соплит» топливная форсунка — и мотор вашей «ласточки» превращается в генератор дымовой завесы. Которая, к слову, наружу почти не прорывается, оставаясь в недрах того самого сажевого фильтра. А вот когда эти недра перестают вмещать частицы сажи, начинается «самое интересное».

Конструктивно сажевый фильтр представляет собой стальную «банку» с ячеистым керамическим сердечником, пронизанным длинными трубочками-криптами: воздух через перфорацию в их стенках проходит, а частицы сажи — нет. Они накапливаются на стенках до тех пор, пока датчики не фиксируют большую разницу давления газов «до» и «после» фильтра. После этого «банка» пытается избавиться от сажи, запуская цикл пассивной регенерации (просто выжигая ее добавкой в отработавшие газы порции топлива или специальной присадки).

Процедура эта относительно затяжная (длится около 15 минут) и не терпящая остановки: при коротких зимних поездках по городу фильтр не успевает толком прокалиться и очиститься, остатки сажи залегают в глубине трубочек-крипт и со временем экологичный по задумке DPF (Diesel Particulate Filter) или FAP (Filtre a Particules) превращается в воздухонепроницаемый угольный «кирпич», сильно усложняющий «дыхание» дизелю. Ушла мощность, загорелся «джеки чан» на щитке приборов, из выхлопной время от времени валит белый «печной» дым.

Что с этим делать?

Опытные автовладельцы давно знают, что «сажевик» можно попытаться регенерировать (проще говоря, прожечь) принудительно, запустив процесс при помощи диагностического оборудования на СТО. Хотя по-настоящему загаженный фильтр такая процедура уже не спасет. Тогда выход один — удалять.

Но физическое удаление забитой сажей сердцевины фильтра из стальной «банки» — это полдела. Наличие сажевого фильтра и связанных с ним процессов (анализ давления на входе и выходе, подача катализатора или топлива для дожига сажи и т. д.) прописано в «мозгах» блока управления двигателем. Так что после физического удаления «кирпича» БУД нужно перепрограммировать — и, желательно, с умом и пониманием.

А если нет возможности грамотно удалить?

Другим вариантом, кроме конечно же полной замены — попытаться регенерировать принудительно использую современную автохимию. Причем. в одном из случаев «сажевик» даже не придется демонтировать. А в другом придется, чтобы замочить и оставить откисать.

Для проведения очистки двухкомпонентным химическим составом потребуются не только практические навыки, но и специальное оборудование.

Вариант номер один — двухкомпонентный состав для химической очистки сажевых фильтров без демонтажа. Из остывшей «банки» механик выворачивает лямбда-зонд, датчик температуры или давления и через образовавшиеся отверстия при помощи специального «пистолета» с длинным зондом несколькими порциями впрыскивает очиститель DPF-фильтров (двумя порциями). Под действием препаратов плотные отложения сажи растворяются и фильтр можно будет регенерировать принудительно

Второй вариант — промывка демонтированного сажевого фильтра специальной жидкостью для очистки DPF Cleaner. Для этого механик снимает «банку» и, плотно закрыв один из раструбов, наполняет ее омывателем. В течение 15 минут, которые уходят на процесс промывки, фильтр пару раз хорошенько встряхивают, выполаскивая отложения, сливают жидкость в емкость, а затем промывают «банку» горячей водой.

Но стоит отметить что такие действия помогут лишь когда он действительно забился, а не прогорел за долгие годы эксплуатации. Тогда поможет лишь «хирургическое вмешательство».