Что является причиной появления черного выхлопа, в чем опасность и как бороться

— Повод всерьез задуматься о состоянии двигателя и системе впрыска топлива.

Когда моторы были только карбюраторными, черный выхлоп из глушителя означал, в подавляющем большинстве случаев, только одно — изношенные сальники клапанов. Сквозь которые просачивалось, и сгорало вместе с бензином, в камере сгорания и масло. Однако уже тогда серьезные специалисты вот так вот, «на глаз» определяли разницу между подобной неисправностью (сейчас это называется – сизый выхлоп), и ситуацией, при которой выхлоп был действительно черный.

— Причины черного выхлопа

Когда бензин не сгорает, а коксуется

На самом деле выхлоп окрашивают в черный цвет частички несгоревшего, обуглившегося топлива, которому для детонации не хватило попросту кислорода, и которое превратилось от воздействия температуры в хлопья угля. Они то и придают выхлопу из глушителя черный цвет. Причем обычно данный процесс сопровождается сбоем в работе двигателя, “троением” на холостом ходу, падением тяги (весьма ощутимым, между прочим). Ну и неисправность эту следует устранять, отрегулировав поступление кислорода в камеру сгорания.

— Когда притока воздуха недостаточно

На самом деле все очень просто. Процесс сгорания топлива в двигателе начинается с того, что бензин поступает из бака в карбюратор (либо в форсунку, если речь о дизельном двигателе), либо в инжектор. Здесь оно распыляется, смешиваясь с поступающим воздухом, превращаясь в горючую смесь, которая и детонирует в камере сгорания, попеременно толкая поршни. И если притока воздуха бывает недостаточно, то черный выхлоп из двигателя — единственно возможный вариант. Попросту образуется переобогащенная смесь, которая не успевает полностью сгореть. Ведь даже при сильном пожаре, вспомните, в первую очередь стараются перекрыть доступ воздуха, кислорода к очагу возгорания. И тогда уже нечему будет гореть…

В этом случае нужно регулировать уровень топлива, прочищать карбюратор, жиклеры, может даже все обойдется лишь заменой воздушного фильтра, который засорившись, не пропускает достаточно воздуха для создания смеси с правильным соотношением распыленного топлива и кислорода.

— Абразивные процессы в камере сгорания: чем грозит черный выхлоп

Черный выхлоп всегда указывает на повышенный расход топлива при работе двигателя, однако это расход, который на увеличении мощности не сказывается. Наоборот, наблюдается падение мощности, причем значительное. А теперь — самое главное.

— То, что из глушителя валит черный дым — это не самое страшное.

— То, что черный выхлоп этот сопровождается падением мощности (при которой автомобиль на четвертой передаче развивает от силы 100 — 120 километров в час), тоже не самое страшное.
Даже то, что потребление бензина увеличивается раза в два – не самое страшное последствие.

— Черный выхлоп из глушителя грозит серьезными проблемами двигателю из-за того, что угольные частички — они же не только из глушителя вылетают.

Они попадают и в камеру сгорания и, не сгорев, оставшись там, в пространстве, в котором “ходят” поршни, прилипают к стенкам поршневых гильз, выполняя при этом роль своеобразного абразива, подтачивая стенки, которые по идее, должны быть идеально гладкими и отполированными. Вот что такое пресловутый черный выхлоп. Он способен на порядок, в разы сократить ресурс работы двигателя, став причиной полного ремонта (со шлифовкой или заменой гильз).

А еще несгоревший избыток топлива может попасть в смазочную систему, разжижая масло, делая его непригодным для смазки. Иногда этот процесс носит настолько интенсивный характер, что уровень масла в картере ощутимо увеличивается. Что, конечно же, также не способствует долговечной работе двигателя. Равно как и то, что попавший на стенки поршней и цилиндров бензин попросту смывает смазку. В результате всего этого на стенках могут образоваться мелкие царапины, а может даже и серьезные задиры, что нормальной работе двигателя отнюдь не способствующие.

— Как избавиться от черного выхлопа

Карбюраторные неисправности…

Как же с ним справиться? Как устранить неисправность в системе подачи топлива и наладить процесс создания обогащенной горючей смеси, в которой воздух и распыленное топливо содержались бы в нужных для нормальной работы мотора пропорциях? На самом деле нужно поискать истинную причину неисправности. Как уже было сказано, это может быть (если речь идет о карбюраторном двигателе) забитый воздушный фильтр, который не пропускает в систему достаточного количества воздуха. Черный выхлоп из глушителя может быть последствием забитого отверстия в жиклере, через который не поступает воздух, или же причина может крыться в чрезмерной подаче бензина (если неправильно отрегулирована поплавковая камера, и уровень топлива в карбюраторе зашкаливает).

— …инжекторные и дизельные…

В случае если имеем дело с инжекторным впрыском, черный выхлоп из глушителя может свидетельствовать также и о неисправности датчиков расхода топлива (эти узлы сами по себе призваны регулировать количество поступающего воздуха в соответствии с заданной нормой). Или же о том, что негерметичны форсунки, что, кстати, может быть весьма актуальным и в том случае, когда черный выхлоп из глушителя наблюдается при работе дизеля.

Хотя с дизелем, конечно, существуют определенные нюансы. При холодном пуске черный выхлоп будет наблюдаться в любом случае. Более того, холодный пуск для дизеля — нешуточное испытание. Недаром в современных автомобилях, оснащенных дизельным двигателем, всегда предусмотрена система предварительного подогрева. Но даже и она не спасает от выхлопа на начальных стадиях работы запущенного в холодном состоянии мотора.

— Чтобы сохранить ресурс работы двигателя…

Как бы то ни было, следует четко знать, что черный выхлоп опасен не тем, что портит экологию (из глушителя вылетает сажа, воняет бензином), но и нарушает нормальную работу двигателя, ведет к повышенному расходу топлива и понижает коэффициент полезного действия его работы. Всегда следует помнить, что частички скоксовавшегося топлива не только вылетают из глушителя, но и попадают в поршневую группу, становясь абразивом и в ускоренном темпе изнашивая отполированную (в идеале — как зеркало) рабочую поверхность гильз, поршней и уплотнительных колец.

Это может привести к ощутимому падению ресурса работы двигателя, и вместо положенных, скажем, по паспортным данным, 500 тысяч километров пробега (современные автомобили рассчитаны приблизительно на такой ресурс) до ремонта, двигатель проработает на порядок меньше.