Чем отличаются разные диагностические сканеры

Сегодня речь пойдёт о сканерах. Причём мы не просто посмотрим на то, что они умеют и как, а сравним несколько моделей и попробуем понять, чем одни сканеры лучше других.


Сканер нужен для «перевода» сигнала с протокола OBD-ll в понятную человеку форму. Сканеры бывают разные, разделить их можно по некоторым параметрам. Во-первых, по способу вывода информации. Часть из устройств имеет свои экраны, другие лишь позволяют подключаться к ПК, планшетам или смартфонам.

Свои преимущества есть и у тех, и у других. Гораздо важнее, что эти сканеры позволяют сделать: только лишь прочитать и удалить ошибки или просканировать огромное количество параметров, просмотреть данные Freeze Frame, прочитать данные из потока, провести адаптацию или сделать ещё что-то доброе и полезное… Но об этом позже, пока ещё посмотрим на сканеры.

Одно из самых существенных отличий – это применяемость приборов. Часть из них может работать только с одной маркой, другие легко находят общий язык с автомобилями десятков производителей. Последняя категория более интересна тем, кто желает с помощью недорогого мультимарочника заработать себе на дом во Флориде. Но не надо думать, что дилерские сканеры для одной марки безоговорочно лучше. Следует учитывать множество факторов, в том числе – и цель, для которой оборудование приобретается.

Ещё один из факторов, на который обращают внимание при выборе сканера, это способ его связи с системой диагностики автомобиля и с ПК (если последнее требуется). Часть приборов вариантов не оставляют – только кабель. Другие могут работать через Bluetooth или Wi-Fi. Впрочем, разница в стоимости сканеров не слишком зависит от технического содержания устройства, гораздо большее влияние оказывает стоимость ПО и баз данных автомобилей. Тем более что далеко не все сканеры имеют возможность обновления ПО.

Почему это важно – разберём на конкретном примере. Итак, перед нами – автомобиль Cadillac Escalade и четыре разных сканера, один из которых – GM MDI, то есть оригинальный сканер производителя. Давайте смотреть, что будет работать лучше, что работать вообще не захочет, и почему один сканер хорошо, а четыре – лучше.

Китайский умелец Launch EasyDiag

Первый подопытный прибор – Launch EasyDiag. Адаптер построен на той же платформе, что и широко известный в узких кругах диагностов легендарный Launch X431, а функциональность его ограничена набором открытых программных модулей по тем или иным маркам-моделям. Цена «головы» – около 4 000, а софт может стоить и десятки тысяч, в зависимости от того, сколько модулей открыто.

Приборчик требует подключения к устройству с OS Android или iOS.
Подключаем адаптер к колодке OBD-ll, выбираем в меню нужный автомобиль. И сразу же выясняем, что у прибора есть проблемы с «русской языкой». Ну да то ничего страшного, главное, что подключается он быстро. Интерфейс его понятен, но что этот прибор может? Сначала попробуем быстренько прочитать ошибки (ведь это, наверное, первое, что захочет сделать счастливый обладатель сканера). И Launch их находит, точнее – одну: «выход за диапазон сигнала датчика давления паров адсорбера» (код Р0451).

Есть у этого прибора такой пункт меню: активный тест. Под этим подразумевается тест исполнительных механизмов. Зашли во вкладку и сделали нечто страшное в русском написании: «выметание» дроссельной заслонки. Это означает – адаптация дросселя после его чистки. В общем-то, кое-что этот прибор умеет. Давайте разберём вместе со специалистом его плюсы и минусы.

К несомненным достоинствам Launch отнесём цену (в среднем 4 000). Правда, за эти деньги вы получите только сам адаптер и очень обрезанный функционал, причём даже многие автомобили будут этому сканеру неведомы: базы придётся докупать отдельно. Поэтому, прежде чем Launch станет действительно мультимарочным сканером, в него придётся вложить ещё тысяч двадцать. Хотя и тут выход есть: «сломанный» софт найти можно, и это тоже какой-никакой, а выход.

Из недостатков отметим, что использование телефона не всегда удобно: зарядка заканчивается быстро, про это приходится всегда помнить. Да и возможностей адаптаций у этого прибора не так уж много, хотя основные он делать умеет.

В целом это очень неплохой приборчик, по соотношению «цена-качество» – один из лучших.

Сканер ScanDoc X

То изделие родом из России, цена его заметно выше, чем у предыдущего устройства – от 50 тысяч, хотя опять же повторюсь: многое зависит от функционала софта, основную стоимость составляет как раз он. Его особенность – он подключается через Wi-Fi-адаптер. Без проводов, конечно, удобнее, но… ScanDoc не знает, что в мире существует Cadillac. Из всех «американцев» он признаёт только Lincoln и Scion (странный выбор).

Конечно, его работу мы оценить не сможем никак, но доверимся словам специалиста: этот мультимарочник неплохо работает, но только с популярными марками. Помимо считывания ошибок и просмотра потока данных, он вполне годится и для проведения адаптаций, и для кодирования.

К плюсам отнесём вполне приличный интерфейс, а главное – встроенный аккумулятор. Казалось бы – зачем? Дело в том, что у разъёма OBD-ll не всегда есть «плюс» на клемме, особенно при выключенном зажигании (этим грешат наши ВАЗы). Вот тут как раз и приходит на помощь собственный источник тока. Впрочем, иногда сами владельцы предпочитают убирать питание с OBD, ссылаясь на вопросы безопасности: мол, тяжелее будет угнать автомобиль. Мы-то знаем, что кто хочет, тот сможет, но факт остаётся фактом.
Одним словом, это неплохой сканер, хотя он к нашему автомобилю и не подошёл. К недостаткам отнесём небольшой набор поддерживаемых автомобилей и достаточно высокую цену. В гараже такой явно не нужен, а вот на СТО, занимающихся именно диагностикой, он пригодится и окупится, если не пожалеть денег на обновления.

AutCom CARS CDP+

Следующий наш подопытный – AutCom CARS CDP+. Точнее, его китайский и «не вполне лицензионный» клон. Программное обеспечение – тоже китайское, копия софта одного из ведущих производителей – Delphi.

Цена – около 10 тысяч, а вот оригинал, да ещё с программным обеспечением, это уже совсем другая сумма (ориентировочно от 50 тысяч и почти до бесконечности). Что ж, подключаем. Сразу же обнаруживаем, что последний Эскалейд, знакомый этому сканеру, только 2007 модельного года. Печально. Куда деваться, попробуем подключиться как предыдущее поколение. Быстротой это устройство не радует, но в конце концов соглашается поработать с автомобилем. И сразу находит ту же самую ошибку адсорбера Р0451.

На этом вся работа этого сканера заканчивается: адаптации он проводить не может. Но специалист успокаивает: наша версия ПО старая, с новой версией AutCom смог бы работать не хуже многих других сканеров. А уж на оригинальном софте и с оригинальным «железом» этот сканер весьма и весьма привлекателен. Он входит в число наиболее популярных в мире мультимарочников, по некоторым данным, даже опережая Launch X431. К тому же, шведы заявляют пожизненную гарантию на «железо», хоть и за обновления ПО ежегодно придется заплатить.

Пришло время сказать пару слов об особенностях программного обеспечения сканеров-клонов (обычно, само собой, китайских). Китайцы – люди щедрые, поэтому купить сканер и базу для поддержки очень многих марок у них действительно можно. Ещё легче получить обещание, что существует поддержка производителя, и весь софт можно легко и непринуждённо обновить.

На самом деле всё наоборот. Типичная ситуация: клон каким-то образом получает доступ в Интернет (допустим, туда вышел подключенный к Сети ноутбук), пытается обновиться и… блокируется. И ничего удивительного в этом нет, ведь производители оригинальных устройств тоже гоняются за длинным евро и им не хочется, чтобы люди пользовались дешёвыми клонами. В этом случае сканер можно выкинуть (особенно если он стоит 4 тысячи), а себя утешить мыслью, что он своё отработал, можно купить новый, с новым же софтом.

В принципе, в условиях СТО, когда сканер зарабатывает деньги, это нормально, а вот если вы купите такой клон для периодической диагностики своего автомобиля, держите его подальше от Интернета и не пытайтесь получить обновления онлайн – это, как видите, может быть опасно.

Вернёмся непосредственно к нашему AutCom. Его отличительная черта – очень и очень сложный интерфейс. Зато он единственный из всех может работать с грузовиками, бортовое напряжение которых составляет 24 вольта.

В целом, конечно, для гаража этот сканер не подойдёт: дорого и сложно, а вот профессионалам может пригодиться.

Оригинальный GM MDI

У него интерфейс старой доброй DOS! В общем-то, MDI – это программный эмулятор. Для машин GM до 2009 года выпуска используется программа Tech2, для тех, которые выпущены с 2008 года – GDS2.

Непривычно видеть «досовскую» оболочку, интерфейс уже не такой, но привыкнуть можно, тем более что вещь хорошая. Само собой, этот сканер позволяет работать со всеми автомобилями GM и заниматься с ними чем угодно: хоть банальным стиранием ошибок, хоть обновлением программного обеспечения. Стоит, правда, это удовольствие немало – ориентировочно от 70 до 150 тысяч в зависимости от «богатства» базы автомобилей. Но есть приятное «но»: на рынке полно клонов этого прибора, и если постараться, то можно найти действительно неплохой аналог.

Что лучше?

Специалисты такой вопрос не ставят. Их мнение однозначно: сканеров много не бывает. Где-то достаточно использовать удобный и шустрый Launch, а где-то нельзя обойтись без дорогого дилерского оборудования. Не стоит забывать, что диагностика – это гораздо более сложная работа, чем стирание ошибок, а применение сканера – лишь один из шагов в этой сложной работе.

Но так работают только профессионалы – люди, которые зарабатывают этим на жизнь. Конечно, если у вас есть желание самому выяснить, из-за чего загорелся «чек», смысла покупать устройство за 20 или 200 тысяч нет. Иногда выручит и что-то проще и дешевле, но не всегда. Именно поэтому хорошие диагносты в работе применяют не один сканер, а несколько, а потом – ещё и множество других измерительных приборов и устройств для диагностики.